can3p (can3p) wrote,
can3p
can3p

Category:

Организация мыслительного процесса

Я много лет бился надо вопросом, как организовать мыслительный процесс. Кажеся глупостью, но все, конечно же, зависит от контекста. Только вспомните те случаи, когда вы хотели рассказать что-то интересное или пояснить свою точку зрения, а на выходе получалось что-то вроде:

"В одной книге, там еще автор шведский был, или норвежский, ну суть. Так вот, главные герой что-то там делал, и был интересные пассаж, не помню точно как, но не в деньгах счастье, в общем!".

Кроме этого, вспомните все те случаи, когда вы читали книжки, а потом в голове от них оставалось только приятное ощущение и ничего более.

Или когда вы весь вечер что-то такое читали, было очень интересно, но вспомнить что-либо невозможно. Зато послевкусие какое!

Обычно после такого в определенный момент организм начинает протестовать, и делается очередная попытка организовать информацию. Документики - в папочки, ссылки - в закладки, можно еще теги проставить.

Следующий уровень - это когда берется софтина вроде mind map, the brain и подобных, и человек начинает трудиться, делать связи.

Это лучше, чем было, но нетрудно заметить, что вместо мыслительной работы теперь приходится тратить кучу времени на работу административную. Чтобы квадратики правильно соединялись, стрелки норально гнулись, чтобы аттибуты проставлялись.

Я не раз и не два начинал руками делать репозиторий, где каждой прочитанной статье (важной на мой взгляд) и каждой книжке сооветствовал свой файлик, меджду файликами были ссылки, да еще и мои комментарии.

Сказать, что это занимало много времени - это ничего не сказать. Даром, что программист, но догадаться автоматизировать этот процесс я не смог. И вот, спустя год, произошло чудо.

Через эту статью про ренессанс текста я вышел на сервис Roam Research, а через него на вот эту статью про описание его использования.

Если первая статья сомнительна с точки пользы на единицу текста, то вторая - это чистое золото. Что предлагает использовать автор:

  • Kindle с пометками для книжек
  • Instapaper с пометками для статей в интернете
  • Readwise.io для агрегации заметок
  • Roam для организации мыслительного процесса

В итоге получается то же, что я хотел когда-то, но минус вся бесполезная работа, которую я когда-то делал руками.

По первым трем пунктам все просто - в киндле насколько легко и просто отмечать куски текста, настолько сложно их потом выковырять, instapaper делает в принципе возможным осмысленное чтение статей за минимальные деньги, а readwise собирает заметки с обоих (!) и представляет их в удобном интерфейсе с возможностью экспорта.

Теперь Roam. Боже мой. Он позволяет спокойно писать и связывать разные отрывки информации, причем создание нового отрывка вообще ничего не стоит, ноль. Поэтому принаписании можно и нужно отмечать потенциально интересные термины, темы и названия, для чего будут создаваться соответствующие странички. И на любой странице можно посмотреть, откуда не нее ссылаются вместе со всем контекстом, причем минимальная единица ссылки - это не страница, это абзац.

Чтобы стало еще более лихо, Roam позволяет компоновать новые документы, включая в них абзацы из других. Как вы понимаете, если научиться просто извлекать все заметки по книгам и перебрасывать их в Roam, то дальше можно легко и непренужденно линковать мысли на одну тему из разных источников, вместо того, чтобы пытаться все это уместить в голове.

И, последним номером, полное отсутствие формальной организации. Все слабо структурировано - вложенные списки, и больше ничего, что убирает кучу ненужной работы, когда нужно разместить документ я папку А или Б.

Что там еще правильно сделано - туда же интегрированые ежедневные заметки, каждая из которых представляет собой обыкновенную страницу, как и все остальные, т.е. оттуда можно ссылаться на все, и это будет видно. Почитайте статью, или посмотрите разные видео (например), чтобы понять, насколько это круто.

Лично я к подобному уже шел, как вы понимаете. Уже пару лет я пишу отзывы на книжки, уже полгода я веду рабочий дневник в виде одного единственного маркдаун файла со ссылками на проектики, которые ковыряю. Получается чрезвычайно эффективно - внезапно появилось место, куда можно всю попутную информацию складывать без необходимости жестко ее структурировать.

Начал ли я уже пользоваться? Пока нет, остановили меня два факта. Первый - не очень прикольно складывать все свои знания во внешний сервис, который ковыряют два человека (пока), пусть у них уже и много фанатов. Второй - сервис будет платным, но непонятно, насколько. Я бы не хотел бы начать полнолстью от них зависеть, чтобы потом узнать, что они хотят сотню в месяц.

Зато! Конечно же, кто-то сделал плагин для эмакса, который реализует похожий функционал, и вот его я начал использовать. Получается похоже, но при этом можно как и раньше сохранять все в гите и пушить, куда хочется.

real programmers

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments