can3p (can3p) wrote,
can3p
can3p

Из прочитанного. Выпуск 28

1) The disappearance of childhood, Neil Postman

4 / 5

Обожаю книги, когда автор берет какой-нибудь знакомый концепт, например понятие долга или карты и начинает это все под лупой рассматривать, и как всегда оказывается, что все не совсем так, как есть, или совсем не так, или стало так совсе недавно. Здесь вот про детство.

Книга состоит из нескольких частей, большинство из них фантастически хорошие, и последние пара частей сомнительны по выводам.

Начинается все с исторической справки и постановки вопроса - что такое детство, и когда оно появилось? Казалось бы, оно было всегда, но в текущем нашем понимании, пишет автор, ему от силы лет 250. Детство - это понятие не физиологическое, а социальное. Но что это тогда?

Если отмотать назад, то у древних греков такого понятия не было. Даже юность у них по словам автора включала в себя всех кроме старцев и грудных младенцев. Он даже утверждает, что от древних греков не сохранилось ни одной статуи ребенка, что от части говорит о том, насколько они этому придавали значения. Римляне это конепт развили до определенной степени, и тут интересно. Появление детства в головах людей автор непосредственно связывает с понятием стыда, от чего дальше и идет весь анализ дальше, и тут ему нельзя отказать в обстоятельности.

Понятие стыда представляет собой водороздел, когда появляются вещи, о которых при детях говорить не принято по разным причинам. Если этого нет, если понимение мира у людей любого возраста одно и тоже, то и детства, как выделенного этапа нет.

Римляне по словам автора первыми начали говорить про стыд, и что гоже или не очень говорить при детях, но потом империя рухнула и Европа на тысячу лет угодила в темное средневековье. И только-только нарождавшееся детство совсем сгинуло. Как это понял автор? Например, потому что исчезли какие-то отличительно детские типы одежды, на картинах по словам Постмана дети изображались в виде небольших взрослых. Или же он приводил пример зарисовки из таверны тех лет, когда в одном помещении находились люди всех возрастов, и там же происходило все от ужина до секса.

Дальше, привязанность к детям в том виде, в каком она есть сейчас, тоже отсутствовала. Детей рожали много, гибли они пачками и идея была в том, что хотя бы кто-то из них выживет. Имена часто даже давали с номерами, потому что так проще.

Все это продолжалось до изобретения печатного станка, который перевернул мир и в смысле детства тоже. Появление книг в массовом доступе разделило людей на тех, кто умел читать, и кто нет. И дальше, аргументирует автор, это стало точкой кристаллизации - ребенком был тот, кто не умел читать. Книги по благородным манерам появились в скором времени, и понятие стыда снова появилось. Дальше интерснее, само строение книги, сам процесс чтения - от главы к главе. от понятия к понятию привел к появлению последовательного учебного процесса, который в итоге стал школой, и разделение по классам тоже было его следствием, когда люди автоматом делились на тех, кто уже прочитал, и тех, кто еще нет, но данностью подобное восприятие не было.

Собственно, с момента появления печатного станка детство преобретало все больше современных черт, но не сразу и не везде. Первые книги по педагогике появились позже, не все слои населения были приобщены. Как пример приводится индустриальная революция в Англии, когда дети в бедных семьях сразу шли работать, и для них никакого разделния не существовало. Автор привел интересный случай, что в криминальной хронике были разной тяжести наказания, которые сильно облегчались, если подсудимый умел читать. И еще, приводился случай, когда женщина выдавливала глаза своим детям, чтобы эффективнее просить милостыню и отделалсь легким штрафом, потому что дети рассматривались как ее собственнсоть. Сразу вспомнился тот же Грабер, который абсолютно также рисовал ситуацию в Древнем Риме, когда вся семья считалась фактической собственностью мужчины вплоть до того, что он своих детей мог продать в рабство, и это было ок.

Почему же книга называется "Исчезновение детства"? Телеграф, говорит автор и телевизор. Идет множество разных рассуждений, но суть в том, что телевидение строится таким образом, что картинка часто понятна всем независимо от возраста, и поэтому люди всех возрастов имеют доступ к одной и той же информации, в результате чего ситуация возвращается к схеме средних веков, когда секретов не было ни у кого. А раз секреты пропадают, говорит автор, то и технически пропадает детство. А тут еще в добавок профессиональные детские соревнования и прочие штуки, которые копируют взрослые мероприятии и отношения. В самом конце автора уже сильно несло, и больше было похоже на причитания, что дети-то сейчас уже не те, но общая мысль интерсна.

2) Механический Дед Мороз, Свен Нурдквист

5 / 5

Не все же про взрослые книги писать. Не только взрослый мир усыпан сериалами да франшизами. В детской литературе присутствует целая куча народу, каждый из которых спит и видит как бы написать такую книжку, после которой можно еще 10 написать с теми же персонажами и примерно про то же, да еще чтобы покупали. Часто работают в парах, когда пишет один, а иллюстрирует кто-то другой. Поэтому если почитать отзывы по книжкам можно встретить удивительное явление в виде мам, которые прутся от иллюстраций Сутеева или кого-нибудь еще (Сутеев хорош, к слову). Так вот, к чему это я.

Книжки Свена Нурдквиста из этой же серии, только очень удачно получились. Этакие занимательные истории про старика-изобретателя и его кота. Книжек десяток, все они разного размера и для разного возраста, так что можно читать почти от нуля и лет до шести-семи. Книги без особого морализаторства, просто интересные истории. Новогодние, на мой взгляд, особенно трогательные получились. Сначала у нас появилась одна - Рождество в домике Петсона, теперь вот эта.

По объему мех. дед мороз больше всех остальных, хоть на войну и мир не похоже. Зато получилась настоящая рождественская сказка с чудесами, причем не явными глупыми, а с разными любопытными и интересными. Персонажей тоже столько, сколько во всех остальных книгах нет. Ну а иллюстрации Нурдквист вроде рисовал сам.

3) Marketing 4.0: Moving from traditional to digital, Philip Kotler etc

4 / 5

Есть в моей команде PO из Италии, с длинной биографией и обширным образованием, существенно отличающимся от моего, что приводит к достаточно плодотворным дискуссиям и обмену ссылками на интерсные книги. Недавно он мне насоветовал всякого, и теперь у меня в углу целая стопка, которую неторопливо разбираю.

Книга интересна тем, что в ней практически отсутствует вода, характерная для большинства мусорной литературы в области. По сути описывает то, как надо вести маркетинг в современном мире как в мире мобильных телефонов и социальных сетей.

Основные моменты, отличающие новое поколение:

  • Большое недоверие к традиционным видам рекламы. После баннерной слепоты у людей развилось еще заведомое недоверие к рекламе и разного рода экспертам. Люди значительно сильнее полагаются на p2p связи и мнение родных и близких в любом понимании этого слова. Как пошутил автор, люди гораздо охотнее верят отзывую случайного чувака в интернете, чем авторитетным экспертам и прочему сброду.

  • Произошло полное смешение каналов продаж. Исследуя какой-либо вопрос, сейчас люди постоянно скачут от телфона к сайту к офлайновому магазину и покупку могут сделать в любом месте. Поэтому совершенно неразумно строить маркетинг этих канлов по отдельности.

  • Так как эксперты были девалюированы, возрастает важность продвижения с помощью своих довольных клиентов-евангелистов. Интересно то, что в эту категорию могут попасть как люди. купившие товар, так и те, кому он не по карману, но они все-равно в восторге (Тесла, как пример)

  • Бренды должны сильно очеловечить себя и поставить на один уровень с клиентом. Соответственно бренды должны зависать в соц. сетях, общаться и быть несовершенными.

Почти во всех пунктах я узнал себя. Например, при выборе книг на амазоне я сразу пролистываю любые отзывы таймс и читаю несколько верхних отзывов, что дает понимание сразу. Или помню, как меня бесило, что со всеми интернет-магазинами нельзя тупо прийти куда-то и посмотреть ноутбук, которы я хочу купить. В итоге пошел в недавно открывшийся офлайн магазин Coolblue, который был открыт как раз для таких как я. Недавно же я читал интервью основателя кулблю, который как раз это приводил как причину для открытия офлайн магазина. Вообще, как я понял, эту книгу очень много людей читало с карандашом, студировало и учило нужные места наизусть.

В книге еще полно всяких интерсных наблюдений, приводятся нехитрые формулы для определения слабых мест во всем пути пользователя от начала до конца (тут интересно, что популярная воронка является только небольшой частью всего этого). Если про воронку, то приводятся типовые схемы поведения клиентов в разных типах бизнеса, что это значит, и как на это можно влиять.

В конце пара глав про мониторинг социальных сетей. Тут интересно то, что тот же SMM является опять же только частью большего. Тут есть и автоматизированный мониторинг интернета для выявления проблемных клиентов (даже термин есть - кризис бренда или вроде того), отдельная ветка для реакции на это все через социальные сетии, сам SMM.

В заключение - очень интересно и немного необычно, что вся книга написана именно в терминах брендов и клиентов, а не компаний, товаров и т.д. В заключении упоминается WOW! момент, который описывается как внезапное чувство восторга у клиента от общения с брендом, и который предлагается контролировать. Здесь я понял, что управляющая компания нашего офисного здания эту книжку тоже читала, т.к. в кладовке висит листочек, в котором отсчитываются WOW! моменты на каждую сотрудницу рецепшна.

Чтобы закруглиться - очень информативно, очень практично и без зауми, поэтому читать интересно, хоть большинство откровений здесь выглядят вполне очевидно.

Tags: из прочитанного
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments