can3p (can3p) wrote,
can3p
can3p

Из прочитанного. Выпуск 10, добиваю Стругацких

1) Пикник на обочине

5/5

Лучшее, что я читал у Стругацких с точки зрения атмосферы. Прекрасно отточенный мир, выпуклые главные герои, добро, все-таки пробивающееся через цинизм. Сами походы в зону, полные напряжения, но без обычного детского сада с бластерами, инопланетянами и прочими.

Невероятно удачна сама постановка сюжета, когда пришельцы вроде бы есть, но их уже нет, есть только их следы, и эти следы можно толковать как угодно.

Очень здорово.

2) За миллиард лет до конца света

4/5

Еще одна оригинальная идея. Что если есть закон природы, запрещающий цивилизации развиваться дальше определенного уровня? Как действует в этой ситуации человек?

Постановка вопроса отличная, т.к. враг как таковой исчезает и подменяется силой, которой сложно что-то противопоставить, но которая действует на человека не хуже мафиози - пробует надавить на него лично, на его родственников и искать слабое место до тех пора, пока его не найдет.

Помнится, давным-давно читал роман, в котором анализировалась ситуация со вполне понятным врагом: что, если есть организация, которая "закрывает" открытия, которые могут обнулить большие доходы серьезных людей?

Когда я читал роман, получилось так же как из с хромой судьбой: до романа я прочитал рассказ "День затмения", которые оказался прототипом романа. Если честно, то чтобы понять суть, достаточно прочитать рассказ. Смешно, если посмотреть мой отзыв на рассказ (тот же пост, внизу), то тогда у меня в голове всплыла ровно та же ассоциация на тот же роман. Про подобную повторяемость можно целый пост написать.Когда я читал

3) Град обреченный

5/5

Роман построен в похожей с той же "Хромой судьбой" технике - город вне времени и пространства, в котором живут люди, привязанные к определенному времени и пространству в реальности. Разница только в том, что в хромой судьбе история самих людей не рвалась, а в город люди пребывают из разных точек истории.

Много стараться не нужно, чтобы заметить параллели между отдельными кусками сюжета и историческими вехами Совесткого Союза, разве что конец более счастливый. В книге в городе посторился режим, в котором руководство не воровало, жизнь для всех наладилась.

Собственно, это один из вопросов книги - всеобщий достаток - это то, что ищут люди, или нет? Что можно дать людям, у которых все есть? Вопрос не праздный, т.к. именно в этот момент начинает чувствоваться отсутствие цели существования, лучшей, чем удовлетворение прямых потребностей. С другой стороны, можно провести параллель между войной/революцией и временем до Поворота в книге, когда местами происходил дикий сюр - смена работы каждые четыре месяца, павианы с безумцами на улицах и прочий хаос - разве можно что-то делать, когда подобные проблемы не решены?

Вторая грань касается непосредственно Воронина, который через всю книгу претерпевает перевоплощения - его болтает по разным профессиям, подталкивает к разным людям, но, несмотря на свою первоначальную идеологическую заряженность, он достаточно спокойно перетекает из одного состояния в другое, даже если это значит, что надо работать с бывшим фашистом Фрицем. Даже не так, город убивает все моральные установки - работать с тем, кто тебе был раньше нанавистен - пожалуйста, жить с проституткой - ладно. В противовес этому выступают дядя Юра и Изя, которые стабильны в своих взглядах при всем том безумии, что творится по ходу сюжета.

Дядя Юра стабилен в том смысле, что у него есть свое видение правильного и неправильного в мире, он нашел свое место и не вмешивается в то, что вне его пределов.

Изя Кацман стабилен в своем вгзляде на мир и логичности. Он анализирует происходящее так, как считает нужным и называет вещи своими именами. Если бы я был Ворониным, то этим двум ребятам я бы крепко завидывал, да я и завидую.

Какое у меня общее ощущение от книги? Мне понравилось, как авторы взяли выжимку разных событий - революций, режимов, разных путей развития событий и уместили их в довольно небольшой мирок и заставили главного героя все это испытать, чтобы прийти к конечной идее. Могу представить, что в момент написания книги сюжет гораздо больше перекликался с реальностью и чувствовался по-другому. Я не знаю, как анализировать эту книгу дальше.

P.S. Воспоминания Воронина о блокадном Ленинграде очень похоже на историю о мальчике из Двадцать седьмой теоремы этики

4) Жук в муравейнике

4/5

Этот роман мне понравился больше, чем Волны гасят ветер, этакий хорошо сбитый роман-расследование, к тому же здесь все концы сошлись по сравнению с "Подробностями жизни Никиты Воронцова". Странники все еще присутствуют как странная непостижимая сила, заброшенный город цепляет порой не хуже, чем в Пикнике на обочине, а главное - нет той злобы, которая проскакивает во всех их поздних произведениях.)

На это решил объявить мое знакомство с творчеством Стругацких завершенным.

Tags: из прочитанного
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments