can3p (can3p) wrote,
can3p
can3p

Из прочитанного. Выпуск 10, добиваю Стругацких

1) Пикник на обочине

5/5

Лучшее, что я читал у Стругацких с точки зрения атмосферы. Прекрасно отточенный мир, выпуклые главные герои, добро, все-таки пробивающееся через цинизм. Сами походы в зону, полные напряжения, но без обычного детского сада с бластерами, инопланетянами и прочими.

Невероятно удачна сама постановка сюжета, когда пришельцы вроде бы есть, но их уже нет, есть только их следы, и эти следы можно толковать как угодно.

Очень здорово.

2) За миллиард лет до конца света

4/5

Еще одна оригинальная идея. Что если есть закон природы, запрещающий цивилизации развиваться дальше определенного уровня? Как действует в этой ситуации человек?

Постановка вопроса отличная, т.к. враг как таковой исчезает и подменяется силой, которой сложно что-то противопоставить, но которая действует на человека не хуже мафиози - пробует надавить на него лично, на его родственников и искать слабое место до тех пора, пока его не найдет.

Помнится, давным-давно читал роман, в котором анализировалась ситуация со вполне понятным врагом: что, если есть организация, которая "закрывает" открытия, которые могут обнулить большие доходы серьезных людей?

Когда я читал роман, получилось так же как из с хромой судьбой: до романа я прочитал рассказ "День затмения", которые оказался прототипом романа. Если честно, то чтобы понять суть, достаточно прочитать рассказ. Смешно, если посмотреть мой отзыв на рассказ (тот же пост, внизу), то тогда у меня в голове всплыла ровно та же ассоциация на тот же роман. Про подобную повторяемость можно целый пост написать.Когда я читал

3) Град обреченный

5/5

Роман построен в похожей с той же "Хромой судьбой" технике - город вне времени и пространства, в котором живут люди, привязанные к определенному времени и пространству в реальности. Разница только в том, что в хромой судьбе история самих людей не рвалась, а в город люди пребывают из разных точек истории.

Много стараться не нужно, чтобы заметить параллели между отдельными кусками сюжета и историческими вехами Совесткого Союза, разве что конец более счастливый. В книге в городе посторился режим, в котором руководство не воровало, жизнь для всех наладилась.

Собственно, это один из вопросов книги - всеобщий достаток - это то, что ищут люди, или нет? Что можно дать людям, у которых все есть? Вопрос не праздный, т.к. именно в этот момент начинает чувствоваться отсутствие цели существования, лучшей, чем удовлетворение прямых потребностей. С другой стороны, можно провести параллель между войной/революцией и временем до Поворота в книге, когда местами происходил дикий сюр - смена работы каждые четыре месяца, павианы с безумцами на улицах и прочий хаос - разве можно что-то делать, когда подобные проблемы не решены?

Вторая грань касается непосредственно Воронина, который через всю книгу претерпевает перевоплощения - его болтает по разным профессиям, подталкивает к разным людям, но, несмотря на свою первоначальную идеологическую заряженность, он достаточно спокойно перетекает из одного состояния в другое, даже если это значит, что надо работать с бывшим фашистом Фрицем. Даже не так, город убивает все моральные установки - работать с тем, кто тебе был раньше нанавистен - пожалуйста, жить с проституткой - ладно. В противовес этому выступают дядя Юра и Изя, которые стабильны в своих взглядах при всем том безумии, что творится по ходу сюжета.

Дядя Юра стабилен в том смысле, что у него есть свое видение правильного и неправильного в мире, он нашел свое место и не вмешивается в то, что вне его пределов.

Изя Кацман стабилен в своем вгзляде на мир и логичности. Он анализирует происходящее так, как считает нужным и называет вещи своими именами. Если бы я был Ворониным, то этим двум ребятам я бы крепко завидывал, да я и завидую.

Какое у меня общее ощущение от книги? Мне понравилось, как авторы взяли выжимку разных событий - революций, режимов, разных путей развития событий и уместили их в довольно небольшой мирок и заставили главного героя все это испытать, чтобы прийти к конечной идее. Могу представить, что в момент написания книги сюжет гораздо больше перекликался с реальностью и чувствовался по-другому. Я не знаю, как анализировать эту книгу дальше.

P.S. Воспоминания Воронина о блокадном Ленинграде очень похоже на историю о мальчике из Двадцать седьмой теоремы этики

4) Жук в муравейнике

4/5

Этот роман мне понравился больше, чем Волны гасят ветер, этакий хорошо сбитый роман-расследование, к тому же здесь все концы сошлись по сравнению с "Подробностями жизни Никиты Воронцова". Странники все еще присутствуют как странная непостижимая сила, заброшенный город цепляет порой не хуже, чем в Пикнике на обочине, а главное - нет той злобы, которая проскакивает во всех их поздних произведениях.)

На это решил объявить мое знакомство с творчеством Стругацких завершенным.

Tags: из прочитанного
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments