can3p (can3p) wrote,
can3p
can3p

Usability в open source IM-клиентах

Секрет хорошего дизайна заключается в том, чтобы дать пользователю набор простых методов для выполнения задач, свести к минимуму возможность ошибки и скрыть от него те функции, которые ему в подавляющем большинстве случаев не потребуются.

Чаще всего этот тезис вызывает паралич мозга у программистов, которые  меряют продукт с точки зрения функционала, и, после три тысячи пятисотой сборки, они уже не видят трудности с доступом к функции, для которой нужно всего лишь войти в настройки, выбрать третью вкладку, оттуда вызвать диалог, в котором надо запустить поиск, щелкнуть правой кнопкой мыши, чтобы вызвать контекстное меню и выбрать пункт в третьем подменю второго подпункта. Трудность, однако, есть. Также не всегда очевиден тезис, что не все, что в принципе настраиваемо, должно быть настраиваемо. Почему? Потому что каждая дополнительная опция загромождает интерфейс, делая его менее понятным и более сложным в освоении при том, что осознанно менять значение по умолчанию будет один пользователь из тысячи.

Для примера можно рассмотреть с точки зрения простоты использования три open source клиента обмена мгновенными сообщениями, каждый из которых поддерживает множество протоколов и даже, возможно, аудио-видео чаты: kopete, pidgin, empathy.

Исходно спросим себя, что же захочет сделать в программе пользователь? Например так:

  1. Поговорить с человеком из контакт-листа
  2. Найти человека, которого нет в контакт-листе и добавить его туда
  3. Поговорить с человеком, не добавляя его в контакт лист
  4. Отправить файл контакту
  5. Посмотреть информацию о контакте, с которым разговаривает или о контакте из списка
  6. Включить/выключить текстовые и звуковые оповещения
  7. Смайлики поменять, как же без этого.
  8. Поменять внешний вид окна чата – шрифты, сам способ отображения, если такое возможно
  9. Поменять внешний вид списка контактов – включить/выключить отображение аватаров, статус, показать или скрыть контакты не в сети

Kopete

URL:  http://kopete.kde.org/

</p>
Общий вид клиента. Выделен пункт для просмотра информации о пользователе

Это мощный IM-клиент для среды KDE

  1. Для этого достаточно кликнуть на пункт в списке контактов. Вверху есть меню «Правка» ,  в котором представлены действия, которые можно совершить с контактом. Больше всего непонятно, зачем пункт меню назван именно Правка, а не Контакт. Левее расположен пункт Файл, который к файлу также не имеет ни малейшего отношения.
  2. Поиск выполняется через кнопку на панели инструментов, тут проблем нет.
  3. В программе это сделать невозможно. То есть совсем нельзя. Можно разговаривать только с людьми из списка контактов. После того, как опытным путем выясняется, к чему все-таки относятся пункты из меню Правка, ничего не остается делать, как добавлять новый контакт, причем группа, в которую будет добавлен контакт, ничем не выделена, и совсем неочевидно, что эта опция относится к тому, что вы делаете, а она относится. Далее, если контакт добавлен, но требует авторизации, то он будет показан в списке контактов как офлайн, и, если контактов много, то выцепить его, не зная точного ника (не запомнили ведь?), очень сложно.
  4. Здесь проблема только в том, что отправить файл можно четырьмя способами через разные меню
  5. Здесь сказывается многопротокольная сущность клиента. Вы можете не догадываться, но на самом деле в программе существует такое понятие, как мета контакт, который может объединять в себе несколько контактов, принадлежащих одному лицу. Следующий удар состоит в том, что клиент универсальный, и все окна чатов изначально сделаны под беседу на несколько человек, поэтому для того, чтобы посмотреть информацию о контакте в окне чата, нужно зайти в меню Разговор, там выбрать раскрывающийся пункт Контакты, в котором выбрать пункт с нужным протоколом, в котором нужно выбрать пункт с ником собеседника, который откроет типовое меню операций с контактом, в котором можно выбрать пункт Пользователь, который и раскроет окно с информацией. По-моему, совсем просто. В контекстном меню списка контактов есть пункт Свойства, который позволяет поставить нестандартную картинку,  нестандартные звуковые сигналы для контакта (круто, но зачем?). Чтобы посмотреть информацию о пользователе нужно в этом меню выбрать пункт, связанный с необходимым протоколом контакта, который откроет уже известное меню с операциями над контактом. Пока искал, обнаружил четыре места, откуда мог бы отправить контакту файл и три места, с которых мог бы начать разговор.
  6. Текстовые и звуковые оповещения можно выключить по одному в меню Настройка, пункт Уведомления. Отдельно стоит отметить рядом стоящие пункты «Комбинации клавиш» и «глобальные комбинации клавиш», одна из которых настраивает сочетания клавиш для работы внутри программы, а вторая – глобально. Функциональность для глобальных горячих клавиш дублируется в центре настройки KDE.
  7. Смайлики можно настроить в окне настройки внешнего вида окна разговора, во второй вкладке. Также доступна возможность прямо из программы скачать смайлы из интернета. Удобно!
  8. Все настраивается в окне настройки внешнего вида окна чата. Но каждый раз при настройке спотыкаюсь при необходимости включить отображение всех бесед во кладках одного окна.
  9. Настройка внешнего вида списка контактов происходит в соответствующем пункте окна настроек. Можно настроить схему значков, шрифты, параметры анимации при сворачивании и разворачивании списка, способ сортировки контактов и групп в окне.

В целом при использовании программы постоянно возникает в голове вопрос: почему так сложно? Почему нужно затратить столько усилий, чтобы получить необходимую информацию? Зачем нужна тотальная настраиваемость? Почему существует столько способов совершить одно и то же действие?

Pidgin

URL:  http://www.pidgin.im/

</p>
Общий вид клиента.
</p>
Все необходимые операции с контактом собраны в одном меню.

Pidgin раньше был стандартным клиентом для среды Gnome, но теперь заменен более перспективным с технологической точки зрения клиентом Empathy. Также программа отличается своими разработчиками, которые имеют четкое, но своеобразное видение необходимого функционала и поэтому все лишнее отсекают без колебаний. Например, до сих пор не введена возможность отображения x-статусов в icq. До этого поднимали волну холиваров, заменив специфичные для протоколов значки статусов на стандартные кружочки разных цветов. Сейчас возмущаются меньше, т.к. похоже дорого идут и все остальные. Клиент кроссплатформенный, сборки под windows вполне пригодны для использования.

  1. Для начала беседы нужно кликнуть на контакте в списке, либо выбрать пункт в контекстном меню. Там же расположены и все остальные необходимые функции по работе с контактом – просмотр журнала, отправка файла и т.п.
  2. Для того, чтобы добавить пользователя с известным адресом/номером, нужно зайти в меню Люди выбрать пункт Добавить собеседника, где можно указать этот адрес, учетную запись и группу, в которую контакт должен быть добавлен. Искать пользователя можно только по email (для icq), выбрав этот пункт в  меню Уч. записи и далее в меню для конкретной учетки. С одной стороны плохо, что искать можно не по всякому, но с другой стороны – а так ли часто нужно искать собеседника, например, по возрасту?  Но во ника не хватает, да.
  3. Люди -> Новое мгновенное сообщение -> вводим адрес -> общаемся
  4. Либо через контекстное меню в списке контактов, либо через меню Беседа в окне чата.
  5. Аналогично предыдущему пункту, плюс названо логичнее, чем в том же Kopete. Если мне нужна информация о пользователе, то лучше слова «Информация» сложно найти. Окно информации выглядит аскетично, но при этому все необходимое там отображается.
  6. Звуки настраиваются в отдельной вкладке окна параметром, причем они сгруппированы по темам, чтобы можно было сменить все разом, и есть ключевая опция «Отключить все звуки». Текстовые оповещения вынесены в отдельный модуль и там настраиваются. Доступно четыре опции.
  7. Смайлики также меняются темами, новые темы можно добавить вручную. Непонятно только, как пользователь должен догадаться, что надо их загружать с gnome-look.org
  8. Настроить внешний вид окна чата невозможно, можно только изменить размер шрифта в окне.
  9. Большинство настроек внешнего вида вынесены в меню Люди, пункт Беседы. Можно сразу включить или отключить текстовые статусы, аватары, значки протоколов и пр. Сортировку можно менять в пункте рядом.

Клиент удобен, но удобство сделано в авторитарном стиле – то что можно, можно сделать удобно, больше этого ничего сделать нельзя. Должен сказать, что в большинстве случаев такое подход оправдан и используется во всей среде Gnome. Например, в ней для настройки внешнего вида системы сложно потратить больше 20 минут, дальше приходится просто работать =)

Empathy

URL: http://live.gnome.org/Empathy

</p>
Общий вид клиента. Нареканий по внешнему виду нет, но функционал аскетичен

Новый клиент для среды Gnome, во многих дистрибутивах идет в стандартной поставке. В отличие от Pidgin ставит своей целью полную и безоговорочную интеграцию в окружение.

  1. Для начала беседы нужно кликнуть на контакте в списке, либо выбрать пункт в контекстном меню.
  2. Для того, чтобы добавить пользователя с известным адресом/номером, нужно зайти в меню Люди выбрать пункт Добавить собеседника, где можно указать этот адрес, учетную запись и группу, в которую контакт должен быть добавлен. Возможностей для поиска нет (ICQ)
  3. Люди -> Новое мгновенное сообщение -> вводим адрес -> общаемся
  4. Для ICQ передача файлов не реализована (Ubuntu 9.10)
  5. Либо через контекстное меню в списке контактов, либо через меню Собеседники в окне чата. Можно сказать, что информации просто нет. Для ICQ – UID и статус
  6. Текстовые и звуковые уведомления можно настроить в Параметрах. Тем нет, но быстро включить/отключить можно
  7. Смайлики в самой программе поменять нельзя
  8. Для окна чата в параметрах есть раскрывающийся список с четырьмя вариантами =) Отдельно стоит отметить контекстное меню области чата, в котором первым пунктом идет пункт «Очистить». И не дай бог промахнуться при попытке скопировать текст – все исчезнет, придется лезть в не менее ужасный журнал бесед
  9. Для настройки существует меню Вид, в котором можно произвести минимальные действия над внешним видом.

В итоге клиент оставляет о себе впечатление жуткой незавершенности, недостатка функционала, и минимализма настроек, который возможно был бы и не плох, если бы не мешал производить базовые действия, необходимые в повседневной жизни.

Заключение

В заключение можно сказать, что данные программы являются замечательным срезом платформ, которые они представляют. Kopete – это дикая гонка за функционалом и универсализмом без оглядки на пользователя, в результате чего сделать можно все, но что-то можно сделать очень трудно. Среди почитателей HIG empathy слишком радикален и местами недоделан, в результате чего пользоваться просто, но вместо вопросов «как это сделать?» возникают вопросы «почему это сделать нельзя?».

Мое личное мнение состоит в том, что среди исследованных программ Pidgin имеет наилучший баланс функциональность-удобство пользования. Все необходимые действия там сделать просто, но простора для бесконечной настройки там нет, то лично для меня является тоже плюсом


Оригинал: http://blog.dpetroff.ru/tech/usability-in-im-clients
Tags: empathy, kopete, pidgin, usability
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments