can3p (can3p) wrote,
can3p
can3p

Usability в open source IM-клиентах

Секрет хорошего дизайна заключается в том, чтобы дать пользователю набор простых методов для выполнения задач, свести к минимуму возможность ошибки и скрыть от него те функции, которые ему в подавляющем большинстве случаев не потребуются.

Чаще всего этот тезис вызывает паралич мозга у программистов, которые  меряют продукт с точки зрения функционала, и, после три тысячи пятисотой сборки, они уже не видят трудности с доступом к функции, для которой нужно всего лишь войти в настройки, выбрать третью вкладку, оттуда вызвать диалог, в котором надо запустить поиск, щелкнуть правой кнопкой мыши, чтобы вызвать контекстное меню и выбрать пункт в третьем подменю второго подпункта. Трудность, однако, есть. Также не всегда очевиден тезис, что не все, что в принципе настраиваемо, должно быть настраиваемо. Почему? Потому что каждая дополнительная опция загромождает интерфейс, делая его менее понятным и более сложным в освоении при том, что осознанно менять значение по умолчанию будет один пользователь из тысячи.

Для примера можно рассмотреть с точки зрения простоты использования три open source клиента обмена мгновенными сообщениями, каждый из которых поддерживает множество протоколов и даже, возможно, аудио-видео чаты: kopete, pidgin, empathy.

Исходно спросим себя, что же захочет сделать в программе пользователь? Например так:

  1. Поговорить с человеком из контакт-листа
  2. Найти человека, которого нет в контакт-листе и добавить его туда
  3. Поговорить с человеком, не добавляя его в контакт лист
  4. Отправить файл контакту
  5. Посмотреть информацию о контакте, с которым разговаривает или о контакте из списка
  6. Включить/выключить текстовые и звуковые оповещения
  7. Смайлики поменять, как же без этого.
  8. Поменять внешний вид окна чата – шрифты, сам способ отображения, если такое возможно
  9. Поменять внешний вид списка контактов – включить/выключить отображение аватаров, статус, показать или скрыть контакты не в сети

Kopete

URL:  http://kopete.kde.org/

</p>
Общий вид клиента. Выделен пункт для просмотра информации о пользователе

Это мощный IM-клиент для среды KDE

  1. Для этого достаточно кликнуть на пункт в списке контактов. Вверху есть меню «Правка» ,  в котором представлены действия, которые можно совершить с контактом. Больше всего непонятно, зачем пункт меню назван именно Правка, а не Контакт. Левее расположен пункт Файл, который к файлу также не имеет ни малейшего отношения.
  2. Поиск выполняется через кнопку на панели инструментов, тут проблем нет.
  3. В программе это сделать невозможно. То есть совсем нельзя. Можно разговаривать только с людьми из списка контактов. После того, как опытным путем выясняется, к чему все-таки относятся пункты из меню Правка, ничего не остается делать, как добавлять новый контакт, причем группа, в которую будет добавлен контакт, ничем не выделена, и совсем неочевидно, что эта опция относится к тому, что вы делаете, а она относится. Далее, если контакт добавлен, но требует авторизации, то он будет показан в списке контактов как офлайн, и, если контактов много, то выцепить его, не зная точного ника (не запомнили ведь?), очень сложно.
  4. Здесь проблема только в том, что отправить файл можно четырьмя способами через разные меню
  5. Здесь сказывается многопротокольная сущность клиента. Вы можете не догадываться, но на самом деле в программе существует такое понятие, как мета контакт, который может объединять в себе несколько контактов, принадлежащих одному лицу. Следующий удар состоит в том, что клиент универсальный, и все окна чатов изначально сделаны под беседу на несколько человек, поэтому для того, чтобы посмотреть информацию о контакте в окне чата, нужно зайти в меню Разговор, там выбрать раскрывающийся пункт Контакты, в котором выбрать пункт с нужным протоколом, в котором нужно выбрать пункт с ником собеседника, который откроет типовое меню операций с контактом, в котором можно выбрать пункт Пользователь, который и раскроет окно с информацией. По-моему, совсем просто. В контекстном меню списка контактов есть пункт Свойства, который позволяет поставить нестандартную картинку,  нестандартные звуковые сигналы для контакта (круто, но зачем?). Чтобы посмотреть информацию о пользователе нужно в этом меню выбрать пункт, связанный с необходимым протоколом контакта, который откроет уже известное меню с операциями над контактом. Пока искал, обнаружил четыре места, откуда мог бы отправить контакту файл и три места, с которых мог бы начать разговор.
  6. Текстовые и звуковые оповещения можно выключить по одному в меню Настройка, пункт Уведомления. Отдельно стоит отметить рядом стоящие пункты «Комбинации клавиш» и «глобальные комбинации клавиш», одна из которых настраивает сочетания клавиш для работы внутри программы, а вторая – глобально. Функциональность для глобальных горячих клавиш дублируется в центре настройки KDE.
  7. Смайлики можно настроить в окне настройки внешнего вида окна разговора, во второй вкладке. Также доступна возможность прямо из программы скачать смайлы из интернета. Удобно!
  8. Все настраивается в окне настройки внешнего вида окна чата. Но каждый раз при настройке спотыкаюсь при необходимости включить отображение всех бесед во кладках одного окна.
  9. Настройка внешнего вида списка контактов происходит в соответствующем пункте окна настроек. Можно настроить схему значков, шрифты, параметры анимации при сворачивании и разворачивании списка, способ сортировки контактов и групп в окне.

В целом при использовании программы постоянно возникает в голове вопрос: почему так сложно? Почему нужно затратить столько усилий, чтобы получить необходимую информацию? Зачем нужна тотальная настраиваемость? Почему существует столько способов совершить одно и то же действие?

Pidgin

URL:  http://www.pidgin.im/

</p>
Общий вид клиента.
</p>
Все необходимые операции с контактом собраны в одном меню.

Pidgin раньше был стандартным клиентом для среды Gnome, но теперь заменен более перспективным с технологической точки зрения клиентом Empathy. Также программа отличается своими разработчиками, которые имеют четкое, но своеобразное видение необходимого функционала и поэтому все лишнее отсекают без колебаний. Например, до сих пор не введена возможность отображения x-статусов в icq. До этого поднимали волну холиваров, заменив специфичные для протоколов значки статусов на стандартные кружочки разных цветов. Сейчас возмущаются меньше, т.к. похоже дорого идут и все остальные. Клиент кроссплатформенный, сборки под windows вполне пригодны для использования.

  1. Для начала беседы нужно кликнуть на контакте в списке, либо выбрать пункт в контекстном меню. Там же расположены и все остальные необходимые функции по работе с контактом – просмотр журнала, отправка файла и т.п.
  2. Для того, чтобы добавить пользователя с известным адресом/номером, нужно зайти в меню Люди выбрать пункт Добавить собеседника, где можно указать этот адрес, учетную запись и группу, в которую контакт должен быть добавлен. Искать пользователя можно только по email (для icq), выбрав этот пункт в  меню Уч. записи и далее в меню для конкретной учетки. С одной стороны плохо, что искать можно не по всякому, но с другой стороны – а так ли часто нужно искать собеседника, например, по возрасту?  Но во ника не хватает, да.
  3. Люди -> Новое мгновенное сообщение -> вводим адрес -> общаемся
  4. Либо через контекстное меню в списке контактов, либо через меню Беседа в окне чата.
  5. Аналогично предыдущему пункту, плюс названо логичнее, чем в том же Kopete. Если мне нужна информация о пользователе, то лучше слова «Информация» сложно найти. Окно информации выглядит аскетично, но при этому все необходимое там отображается.
  6. Звуки настраиваются в отдельной вкладке окна параметром, причем они сгруппированы по темам, чтобы можно было сменить все разом, и есть ключевая опция «Отключить все звуки». Текстовые оповещения вынесены в отдельный модуль и там настраиваются. Доступно четыре опции.
  7. Смайлики также меняются темами, новые темы можно добавить вручную. Непонятно только, как пользователь должен догадаться, что надо их загружать с gnome-look.org
  8. Настроить внешний вид окна чата невозможно, можно только изменить размер шрифта в окне.
  9. Большинство настроек внешнего вида вынесены в меню Люди, пункт Беседы. Можно сразу включить или отключить текстовые статусы, аватары, значки протоколов и пр. Сортировку можно менять в пункте рядом.

Клиент удобен, но удобство сделано в авторитарном стиле – то что можно, можно сделать удобно, больше этого ничего сделать нельзя. Должен сказать, что в большинстве случаев такое подход оправдан и используется во всей среде Gnome. Например, в ней для настройки внешнего вида системы сложно потратить больше 20 минут, дальше приходится просто работать =)

Empathy

URL: http://live.gnome.org/Empathy

</p>
Общий вид клиента. Нареканий по внешнему виду нет, но функционал аскетичен

Новый клиент для среды Gnome, во многих дистрибутивах идет в стандартной поставке. В отличие от Pidgin ставит своей целью полную и безоговорочную интеграцию в окружение.

  1. Для начала беседы нужно кликнуть на контакте в списке, либо выбрать пункт в контекстном меню.
  2. Для того, чтобы добавить пользователя с известным адресом/номером, нужно зайти в меню Люди выбрать пункт Добавить собеседника, где можно указать этот адрес, учетную запись и группу, в которую контакт должен быть добавлен. Возможностей для поиска нет (ICQ)
  3. Люди -> Новое мгновенное сообщение -> вводим адрес -> общаемся
  4. Для ICQ передача файлов не реализована (Ubuntu 9.10)
  5. Либо через контекстное меню в списке контактов, либо через меню Собеседники в окне чата. Можно сказать, что информации просто нет. Для ICQ – UID и статус
  6. Текстовые и звуковые уведомления можно настроить в Параметрах. Тем нет, но быстро включить/отключить можно
  7. Смайлики в самой программе поменять нельзя
  8. Для окна чата в параметрах есть раскрывающийся список с четырьмя вариантами =) Отдельно стоит отметить контекстное меню области чата, в котором первым пунктом идет пункт «Очистить». И не дай бог промахнуться при попытке скопировать текст – все исчезнет, придется лезть в не менее ужасный журнал бесед
  9. Для настройки существует меню Вид, в котором можно произвести минимальные действия над внешним видом.

В итоге клиент оставляет о себе впечатление жуткой незавершенности, недостатка функционала, и минимализма настроек, который возможно был бы и не плох, если бы не мешал производить базовые действия, необходимые в повседневной жизни.

Заключение

В заключение можно сказать, что данные программы являются замечательным срезом платформ, которые они представляют. Kopete – это дикая гонка за функционалом и универсализмом без оглядки на пользователя, в результате чего сделать можно все, но что-то можно сделать очень трудно. Среди почитателей HIG empathy слишком радикален и местами недоделан, в результате чего пользоваться просто, но вместо вопросов «как это сделать?» возникают вопросы «почему это сделать нельзя?».

Мое личное мнение состоит в том, что среди исследованных программ Pidgin имеет наилучший баланс функциональность-удобство пользования. Все необходимые действия там сделать просто, но простора для бесконечной настройки там нет, то лично для меня является тоже плюсом


Оригинал: http://blog.dpetroff.ru/tech/usability-in-im-clients
Tags: empathy, kopete, pidgin, usability
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments