can3p (can3p) wrote,
can3p
can3p

Информатизация школ

Недавно был в школе, хотел бы описать ощущения очевидца с полей сражений за информатизацию школ.

О чем:
1. Новое оборудование в школах.
2. Архимед в школах.
3. СПО в школах.

Что получилось: все это не используется либо используется очень поверхностно.

Причина: преподаватели не могут быстро адаптироваться к изменениям в виду того, что проводится недостаточное количество подготовительной работы для внедрения новых технологий в школе, отсутствуют методические материалы для применения новой техники.

Пример: в классе есть один графический планшет на компьютере учителя. Он используется как коврик для мыши. Почему? Потому что нет методологии для работы с планшетом. В теории все ясно как день: настраиваем проектор, рисуем на планшете, дети видят все на экране. Возникает вопрос: а где ПО для работы с этим? Учитель должен самостоятельно искать графический редактор для работы? Да не будет он напрягаться, потому что значительно проще быстро написать мелом/маркером на доске, и это понятно, потому что найти подходящий инструмент затруднительно - надо попробовать несколько программ, возможно платных, а тут уже пахнет пиратством, да еще к планшету привыкать надо. К тому же это не его прямая обязанность; его прямая обязанность - объяснить материал детям. Следовательно, нужна большая пухлая документация с картинками и приложенным ПО для работы, но этого нет. Поэтому планшет используется в качестве коврика для мыши.

Еще пример: внедрение цифровых лабораторий “Архимед” в школах. Тут есть КПК, куча датчиков, и руководство пользования с примерными опытами + ПО для настольного компьютера для получения и обработки данных. Все это богатство либо просто лежит в закромах либо вытаскивается только на открытые уроки. Почему? Во-первых, может это неочевидно, но использование компьютерной техники не всегда оправдано. Если с детства пользоваться калькулятором, то можно даже не знать, как складывать и вычитать - просто в машинке происходит магия, и на экране появляется число. А тут тыкаешь датчиком, сразу строится график, можно даже не знать/не вдаваться в подробности, как все это произошло. Это я к тому, что наличие КПК с датчиком у школьника не приближает его к пониманию сути эксперимента и не всегда могут служить подтверждением правильности хода эксперимента.

Опыты, представленные в официальной документации, не всегда показательны и не всегда работают. Во многих случаях процесс проведения опытов неочевиден даже для учителей. Иногда на опыт влияет то, что он сильно растянут во времени, и чтобы его проверить/отработать, нужно действительно много времени. А ведь дети еще с очень большой вероятностью сделают что-то неправильно. А еще есть настольное ПО (multilab в Архимеде). Возможно сейчас оно настолько всемогуще, насколько это описано у них на сайте, но в комплекте с Архимедом идет версия, в которой даже по прямой инструкции все сделать правильно непросто, не говоря уж о том, чтобы дать поработать школьникам. А еще следование инструкции не добавляет понимания хода процесса. Поэтому все это богатство лежит в закромах.

Последнее, о чем я хотел написать, это внедрение СПО в школы. Вместо дьявольской проприетарной Windows будут ставить православный Alt Linux. Идея просто отличная, главное, чтобы она не провалилась на этапе внедрения, и учителя не просили бы старшеклассников тайком поставить вместо дурацкого линакса обратно windows, в котором они хотя бы знают, на какие кнопки жать. Для учителей специально надо провести множество семинаров по использованию новых программ, распечатать пошаговые инструкции в картинках и предоставить круглосуточную команду поддержки, иначе учителя. как и большинство людей, пойдут по пути наименьшего сопротивления. И это понятно: учителя - не компьютерные гики, им не интересно проводить часы, копаясь в системе. Им нужно сделать работу быстро. Еще обязательно нужен эникейщик, хотя бы один на несколько школ, иначе каждый неработающий принтер в школе будет считаться безвозвратно потерянным - просто не будет людей, которые знают как его настроить заново.

Ссылки:
Блог команды ALT Linux про внедрение СПО в школах
Оф. сайт проекта
Цифровая лаборатория “Архимед”


Оригинал: http://blog.dpetroff.ru/tech/informotizacia_shkol
Tags: archimed, school, spo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments